+7 (903) 274-32-88

Библиотека искусств

Время мчится со скоростью курьерского поезда. За его окнами мелькают то бесконечные снега, то теплая зелень листвы. И чем дальше, тем быстрее мчится экспресс, и нельзя его остановить, выйти, насладиться прелестью пролетающих мимо пейзажей. Никто не знает конечной станции, не известен маршрут. Впереди щемящая неизвестность. И только вехи случайных встреч пересекающихся судеб оставляют на душе сладкие шрамы памяти. Но и они стираются, лишь изредка напоминая сердечной болью и бессонницей. А поезд летит дальше, покрывая километр за километром, год за годом. Все меньше остается знакомых с детства попутчиков, все больше вокруг случайных людей, говорящих на непонятном языке, мысли и помыслы которых туманны. И как этап этого пути новогодние праздники.

Новый год и в этот раз ворвался в жизнь с шипением разорвавшегося снаряда. Шампанское, оливье и мандарины ознаменовали этап обозначающий, что наша планета, наш голубой шарик, в очередной раз облетев светило, уходит в новый виток бесконечной спирали. Рождественские каникулы нарушили установившейся уклад жизни, склонив всех к сибаритству и расслабленности. Впрочем, в детстве мы все привыкли к зимним каникулам и раньше нам их очень не хватало. Но хмурым оказался наш маленький отпуск. Только на Рождество солнце отработало по полной программе, отпраздновав со всеми великое событие. Но термометр при этом сполз ниже отметки в -300С. А потом опять белесое низкое небо, снег, постепенно переходящий в дождь и унылая серая слякоть.

Я мечтал на каникулах устроить большую фотосессию, запечатлеть ледяную скульптуру, украсившую на праздники столицу. Дважды я выбирался в город и оба раза фигуры были присыпаны снегом, а вьюга чертила перед объективом затейливые треки ледяных вихрей. Из сотни получались лишь одна-две фотографии. Не вышло у меня ничего со съемкой, так что первый свой очерк в этом году я посвящу Библиотеке искусств имени Боголюбова, которую мне довелось посетить с экскурсией минувшей весной. Раньше я совершенно ничего не знал ни про библиотеку, ни про художника Боголюбова. Рассказ экскурсовода – сотрудницы музея был косноязычен и непоследователен, но, тем не менее я узнал массу новых, безумно интересных вещей.

Библиотека занимает бывшее здание музея Боголюбова, который просуществовал в этом доме с самой смерти художника и до революции. После октября семнадцатого художника не жаловали. Ничего чуждого Марксистско-Ленинской этике он не свершил, а его картины полны сценок из народной жизни. Просто художник был дружен с Александром-III и учил его детей рисованию. И на многих старых фотографиях мы видим его вместе с императором и членами царственной семьи. Самое смешное, что авторитет в мире живописи он заработал без чьей-либо помощи и плодами дружбы не пользовался. В юности он закончил морской кадетский корпус и много плавал, а потом, испросив высочайшего позволения, взял и поступил в Академию художеств, которую закончил за три года с золотой медалью. И всего через семь лет получает звание профессора Академии. Я прочитал отзывы о его работах, и оказалось, что в морской живописи его ставили выше Айвазовского, до революции ставили. И не удивительно, ему пришлось немало скитаться по морям и океанам. Характер у мастера был непоседливый, уже в зрелом возрасте он объехал всю Европу и везде писал. А еще совершил три больших путешествия по Волге. На морской службе Боголюбов изрядно подорвал здоровье и под конец жизни по настоянию врачей жил во Франции.

На Сущевке, которая в то время была окраиной Москвы, Боголюбов построил огромный деревянный дом с мастерской. После его смерти Третьяков (тот самый меценат и основатель картинной галереи) пристроил к студии каменное здание. В девятнадцатом году или немного позже картины из музея переехали в запасники Третьяковской галереи, а в здании открылась библиотека. По-моему она была имени Сурикова, а имени Боголюбова стала в 90-е годы. Приблизительно тогда же или чуть раньше был снесен деревянный исторический дом и на его месте возведена.

Автор Парфенов А.

 

 


08.02.2015

Поиск



Новые лилейники

Новые лилейники

Новые лилейники